НАРОДНЫЙ МНОГОДУМ
В этом году 16 февраля исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова – замечательного русского писателя, мыслителя, публициста, литературного критика, хранителя нашего исконного русского языка… Насколько правильно и адекватно понимают и оценивают значимость творческого наследия писателя в настоящее время? Насколько глубоко понимают и принимают то, что он хотел нам донести? Как справедливо рассказывают в своем фильме «Лесков. Народный многодум» поэт и автор-исполнитель, режиссер документального кино Олег Лагуткин и актриса, соавтор проекта «ЧИТАЕМЛЕСКОВА» Елена Лескова, ненамеренно, а порою намеренно искаженные умозаключения о творчестве и общественной деятельности писателя всегда имели место. Единственно правильный источник жизнеописания Н.С. Лескова – книга его сына А.Н. Лескова «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям», которая вышла в свет в 1954 году. К сожалению, и наш век не свободен от необдуманных и ложных выводов о выдающемся авторе «Очарованного странника», «Запечатленного Ангела», «Левши» и многих-многих других литературных жемчужин, заслуженно вошедших в многотомные издания русской классики. В частности, недавно была сделана попытка обвинить Николая Семёновича в некой надуманности сюжетов произведений, оторванности его героев от реальной жизни, в непоследовательном и мятущемся характере. К счастью, помимо А.Н. Лескова, находятся еще светлые умы, опровергающие данные утверждения. Например, еще в начале прошлого века за выдающегося уроженца Орловской губернии заступился русский педагог, богослов, литературовед, религиозный писатель и поэт. С.Н. Дурылин.
С.Н. Дурылин в своем докладе «Н.С. Лесков. Опыт характеристики личности и духовного творчества» писал: «…у Лескова – самая русская биография, у него русское детство, русская смерть, похожая на те святые русские смерти, которые описывали и он сам, и Тургенев, у него исконно-русское томление по житию, жажда превратить свою жизнь в русское праведническое житие. В «Очарованном страннике», в «Блуждающих огнях», в «Захудалом роде», в «Старых годах в селе Плодомасове» он рассказывает различные – но все такие русские биографии, в «Запечатленном ангеле», в «На краю света», в сказаниях из Прологов он пишет русские жития». Глубоко сердцем и умом прочувствовав творчество писателя, Дурылин опровергнул уже тогда высказывания-заблуждения об оторванности Лескова и его литературных героев от реальной действительности: «Деловой странствователь, Лесков был чужд романтике России, и эмпирическую Россию знал не хуже Чичикова, но он никогда не разлучался с мистикой России – светлой и темной. Неисчерпаемость лесковской фабулы, жизненной и творческой, есть неисчерпаемость русской фабулы – страшной, гневной, грешной и святой. Лесков – живой сгусток этой фабулы, этого баснословия России, которое заставило Тютчева воскликнуть: «В Россию можно только верить» – все равно, – как в страшную сказку, в грешную чудесную повесть или в мудрое святое житие. Пуповина, которая каждого связывает с его страной и народом, у Лескова не только не порывалась – а он хотел ее в конце жизни порвать, – но только крепла, затвердевала».
В нынешнее время двадцать первого столетия, честь Н.С. Лескова отстаивает поэт, философ, литературовед, профессор Литературного института имени М. Горького К.А. Кедров. В фильме Олега Лагуткина «Лесков. Народный многодум» Константин Александрович определяет жанр Лескова: по его мнению этот жанр можно определить как «словесная икона». Буквально на каждое слово из Евангелия Лесковым было найдено соответствующее древнерусское слово. На первый взгляд, этот язык казался искусственным, в девятнадцатом веке возобладала светская речь. Но именно этот язык, введённый Н.С. Лесковым, не только становится живым, но и переносит нас в прошлые века. Как обоснованно полагает К.А. Кедров, одна из основных заслуг Лескова в том, что он воскресил забытые слова, напомнил нам об уходящем церковнославянском языке. Важно также отметить, что при этом Лесков был словотворцем, спокойно вводя в ткань своих произведений новые слова.
Как замечает Кедров, Лесков, как никто другой, знал и ощущал народную духовную жизнь, что мы особенно ярко видим в романе «Соборяне». Эта жизнь не навязывается откуда-то с государственных верхов, а бьет стихийно из сельских глубин России. Именно поэтому и протопоп Савелий Туберозов, и священник Захария Бенефактов, и диакон Ахилла, - самые что ни на есть «живые» персонажи. Впрочем, как и все действующие лица из других произведений писателя.
В завершение мне бы еще хотелось рассказать немного о фильме Олега Лагуткина «Лесков. Народный многодум», о котором я уже упоминал выше. Вдохновлённые примером самого Н.С. Лескова, О. Лагуткин и Е. Лескова идут по непростому, но благородному пути. Отметая всю ту многолетнюю труху лжи, которая осыпала доброе имя писателя, они, можно сказать, выкристаллизовывают всё то важное и полезное, что так важно знать о творческом наследии и жизни писателя всем нам, а особенно молодому поколению читателей. Ведь, как упоминается в конце фильма, отцовский завет Семёна Дмитриевича пятилетнему сыну Николая был таким: «Никогда ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих». И Николай Семёнович Лесков более чем безукоризненно исполнил отцовский завет.
Григорий Тачков
С.Н. Дурылин в своем докладе «Н.С. Лесков. Опыт характеристики личности и духовного творчества» писал: «…у Лескова – самая русская биография, у него русское детство, русская смерть, похожая на те святые русские смерти, которые описывали и он сам, и Тургенев, у него исконно-русское томление по житию, жажда превратить свою жизнь в русское праведническое житие. В «Очарованном страннике», в «Блуждающих огнях», в «Захудалом роде», в «Старых годах в селе Плодомасове» он рассказывает различные – но все такие русские биографии, в «Запечатленном ангеле», в «На краю света», в сказаниях из Прологов он пишет русские жития». Глубоко сердцем и умом прочувствовав творчество писателя, Дурылин опровергнул уже тогда высказывания-заблуждения об оторванности Лескова и его литературных героев от реальной действительности: «Деловой странствователь, Лесков был чужд романтике России, и эмпирическую Россию знал не хуже Чичикова, но он никогда не разлучался с мистикой России – светлой и темной. Неисчерпаемость лесковской фабулы, жизненной и творческой, есть неисчерпаемость русской фабулы – страшной, гневной, грешной и святой. Лесков – живой сгусток этой фабулы, этого баснословия России, которое заставило Тютчева воскликнуть: «В Россию можно только верить» – все равно, – как в страшную сказку, в грешную чудесную повесть или в мудрое святое житие. Пуповина, которая каждого связывает с его страной и народом, у Лескова не только не порывалась – а он хотел ее в конце жизни порвать, – но только крепла, затвердевала».
В нынешнее время двадцать первого столетия, честь Н.С. Лескова отстаивает поэт, философ, литературовед, профессор Литературного института имени М. Горького К.А. Кедров. В фильме Олега Лагуткина «Лесков. Народный многодум» Константин Александрович определяет жанр Лескова: по его мнению этот жанр можно определить как «словесная икона». Буквально на каждое слово из Евангелия Лесковым было найдено соответствующее древнерусское слово. На первый взгляд, этот язык казался искусственным, в девятнадцатом веке возобладала светская речь. Но именно этот язык, введённый Н.С. Лесковым, не только становится живым, но и переносит нас в прошлые века. Как обоснованно полагает К.А. Кедров, одна из основных заслуг Лескова в том, что он воскресил забытые слова, напомнил нам об уходящем церковнославянском языке. Важно также отметить, что при этом Лесков был словотворцем, спокойно вводя в ткань своих произведений новые слова.
Как замечает Кедров, Лесков, как никто другой, знал и ощущал народную духовную жизнь, что мы особенно ярко видим в романе «Соборяне». Эта жизнь не навязывается откуда-то с государственных верхов, а бьет стихийно из сельских глубин России. Именно поэтому и протопоп Савелий Туберозов, и священник Захария Бенефактов, и диакон Ахилла, - самые что ни на есть «живые» персонажи. Впрочем, как и все действующие лица из других произведений писателя.
В завершение мне бы еще хотелось рассказать немного о фильме Олега Лагуткина «Лесков. Народный многодум», о котором я уже упоминал выше. Вдохновлённые примером самого Н.С. Лескова, О. Лагуткин и Е. Лескова идут по непростому, но благородному пути. Отметая всю ту многолетнюю труху лжи, которая осыпала доброе имя писателя, они, можно сказать, выкристаллизовывают всё то важное и полезное, что так важно знать о творческом наследии и жизни писателя всем нам, а особенно молодому поколению читателей. Ведь, как упоминается в конце фильма, отцовский завет Семёна Дмитриевича пятилетнему сыну Николая был таким: «Никогда ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих». И Николай Семёнович Лесков более чем безукоризненно исполнил отцовский завет.
Григорий Тачков
Телерадиокомпания "РУССКИЙ МИР"
Газета "Орловская правда" 21 февраля 2018 г.
Вечер с ангелом: В орловском музее отметили день рождения Н.С. Лескова
Из-за ремонта в музее Н.С. Лескова второй год день рождения писателя отмечается
в Доме Т.Н. Грановского, в уютной и гостеприимной обстановке. На этот раз состоялся литературно-музыкальный вечер, посвящённый 187-летию со дня рождения
Николая Лескова и 145-летию выхода в свет повести «Запечатленный ангел»
Современники писателя, надо отметить, называли повесть «уникой в русской литературе», «Василием Блаженным в письменности».
Литературно-музыкальное эссе «Николай Лесков. Чающие движения воды…» подарили орловцам гости из Москвы - актриса театра и кино Елена Лескова и музыкант, поэт, автор-исполнитель песен Олег Лагуткин. Зрители канала «Спас» знают его как ведущего программы «Музыкальная веранда».
Литературно-музыкальное эссе «Николай Лесков. Чающие движения воды…» подарили орловцам гости из Москвы - актриса театра и кино Елена Лескова и музыкант, поэт, автор-исполнитель песен Олег Лагуткин. Зрители канала «Спас» знают его как ведущего программы «Музыкальная веранда».
В исполнении Елены Лесковой прозвучали отрывки из повести «Запечатленный ангел» и фрагменты из книги сына писателя А.Н. Лескова «Жизнь Николая Лескова…».
Своё выступление Елена Лескова начала, цитируя русского богослова, педагога, литературоведа Сергея Дурылина: «Лесков - русский из русских. Нельзя представить себе Лескова без России, вне России; не могу себе представить и России без Лескова. Он грешен одними с нею грехами, слаб общими с нею слабостями, добр одною и тою же добротою, крепок одною и тою же крепостью, недугует одним с нею недугами, прибегает к Одному с нею Врачу. Иногда он ненавидит Россию так же, как она его. «Какой ужас! - восклицает он. - Мучительная, проклятая страна, где ничто не объединяется, кроме элементов зла». И он же молитвенно томится по русскому Христу, пламенно утверждает, что только на Руси видели Его действительный Лик».
О Лескове и его творчестве не так часто говорят в нашей стране. Видимо, он слишком русский для России. Но в силу этого же он прорастает крепко в сердцах по-настоящему живых и глубоких. И если кого-то зацепит творчество Лескова, будет на всю жизнь ему и мудрость, и защита от лжи, горечи и зла.
Зажжённая свеча, книжный томик, медленными хлопьями падающий за окном снег словно замедлили ход времени и помогли настроиться на волну лесковского слова всем, кто пришёл его услышать. Перед выступлением поговорила с молодёжью. Молодые люди признались, что душа их больше отзывается на Пушкина и Лермонтова, они вроде как легче, а до Лескова, видимо, надо дорасти.
Хочется верить, что после проникновенного выступления Елены Лесковой дорастут непременно.
- Расти можно с ним вместе, - сказала Елена. - Его надо читать, и всё станет понятно. Или отзовётся в душе. Главное - читать. Кому и Пушкин тяжёл.
И Елена, и Олег к Лескову шли разными путями. Объединила их идея создания программы, которая раскроет для широкого круга малоизвестные факты о Н.С. Лескове, покажет, насколько его произведения современны и душеполезны.
Представляя артистов и программу, заведующая музеем Лескова Екатерина Мазина сказала, что лесковские герои, как и мы, как всегда в России, ищут единения друг с другом, со своим Отечеством, ищут правду, Бога. Они половину Руси обошли в поисках ангела, а нашли его в своей душе, ведь ангел, «он в душе человечьей живёт, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать».
Об этом нам всем надо помнить, чтобы не наблюдать с болью распад человеческих связей и национальных устоев. Как говорил об этом Лесков, «с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы всё казалось обновлённее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела».
- А ваши корни не говорят о родстве с великим писателем? - поинтересовалась я у гостьи.
- Я знаю от деда, что мои предки уехали из Орловской губернии более ста лет назад. Это был большой единый род, и населённый пункт носил и сейчас носит имя Лески. Сейчас это брянские земли.
Олег Лагуткин - автор и режиссёр документальных фильмов «Земля предков», многим зрителям фильм дал толчок интересоваться своими корнями…
В Орле Елена Лескова и Олег Лагуткин пробыли почти два дня. У столичных гостей осталось много приятных впечатлений.
- Удивительные орловские люди! - говорит Елена. - О музее хочется сказать отдельно. Я нигде не видела такой любви к музею, делу, писателям…
Что ж, будем надеяться, что спасётся наш город. Ибо живут ещё в сердцах лесковские заповеди.
Своё выступление Елена Лескова начала, цитируя русского богослова, педагога, литературоведа Сергея Дурылина: «Лесков - русский из русских. Нельзя представить себе Лескова без России, вне России; не могу себе представить и России без Лескова. Он грешен одними с нею грехами, слаб общими с нею слабостями, добр одною и тою же добротою, крепок одною и тою же крепостью, недугует одним с нею недугами, прибегает к Одному с нею Врачу. Иногда он ненавидит Россию так же, как она его. «Какой ужас! - восклицает он. - Мучительная, проклятая страна, где ничто не объединяется, кроме элементов зла». И он же молитвенно томится по русскому Христу, пламенно утверждает, что только на Руси видели Его действительный Лик».
О Лескове и его творчестве не так часто говорят в нашей стране. Видимо, он слишком русский для России. Но в силу этого же он прорастает крепко в сердцах по-настоящему живых и глубоких. И если кого-то зацепит творчество Лескова, будет на всю жизнь ему и мудрость, и защита от лжи, горечи и зла.
Зажжённая свеча, книжный томик, медленными хлопьями падающий за окном снег словно замедлили ход времени и помогли настроиться на волну лесковского слова всем, кто пришёл его услышать. Перед выступлением поговорила с молодёжью. Молодые люди признались, что душа их больше отзывается на Пушкина и Лермонтова, они вроде как легче, а до Лескова, видимо, надо дорасти.
Хочется верить, что после проникновенного выступления Елены Лесковой дорастут непременно.
- Расти можно с ним вместе, - сказала Елена. - Его надо читать, и всё станет понятно. Или отзовётся в душе. Главное - читать. Кому и Пушкин тяжёл.
И Елена, и Олег к Лескову шли разными путями. Объединила их идея создания программы, которая раскроет для широкого круга малоизвестные факты о Н.С. Лескове, покажет, насколько его произведения современны и душеполезны.
Представляя артистов и программу, заведующая музеем Лескова Екатерина Мазина сказала, что лесковские герои, как и мы, как всегда в России, ищут единения друг с другом, со своим Отечеством, ищут правду, Бога. Они половину Руси обошли в поисках ангела, а нашли его в своей душе, ведь ангел, «он в душе человечьей живёт, суемудрием запечатлен, но любовь сокрушит печать».
Об этом нам всем надо помнить, чтобы не наблюдать с болью распад человеческих связей и национальных устоев. Как говорил об этом Лесков, «с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы всё казалось обновлённее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела».
- А ваши корни не говорят о родстве с великим писателем? - поинтересовалась я у гостьи.
- Я знаю от деда, что мои предки уехали из Орловской губернии более ста лет назад. Это был большой единый род, и населённый пункт носил и сейчас носит имя Лески. Сейчас это брянские земли.
Олег Лагуткин - автор и режиссёр документальных фильмов «Земля предков», многим зрителям фильм дал толчок интересоваться своими корнями…
В Орле Елена Лескова и Олег Лагуткин пробыли почти два дня. У столичных гостей осталось много приятных впечатлений.
- Удивительные орловские люди! - говорит Елена. - О музее хочется сказать отдельно. Я нигде не видела такой любви к музею, делу, писателям…
Что ж, будем надеяться, что спасётся наш город. Ибо живут ещё в сердцах лесковские заповеди.
Автор: Анжела Сазонова
21 февраля 2018 г.
Эва Стасюлевич
21 февраля 2018 г.
Если говорить о самых актуальных, самых насущных проблемах России, то на одно из первых мест (если не на самое первое) надо поставить ситуацию с современным русским языком. Стоит ли лишний раз в этом контексте напоминать знаменитые слова А. С. Шишкова «хочешь убить народ, убей его язык»? Наверное, даже слепой и глухой видит и слышит, как нас убивают, убивают медленно и изощренно. И статистика холодно и неумолимо это подтверждает. Так, любому народу надо бить в колокол тревоги, если в его языке более четырех процентов заимствованных слов. Русским же людям надо денно и нощно бить во все набаты со всех колоколен, ведь иностранных и чужеродных слов в нашем родном языке уже около десяти процентов! Это близко к национальной трагедии. Приближает нас к национальной трагедии и тот факт, что все меньше и меньше вокруг читают книги. Особенно книги классических писателей. Особенно книги настоящих русских классических писателей, среди которых почетное место занимает Николай Семёнович Лесков.
Член Союза Литераторов России
Телеканал Россия-Орел
На днях исполнилось 187 лет со дня рождения знаменитого русского писателя, нашего земляка Николая Семеновича Лескова
Музей классика, расположенный в Орле, сейчас закрыт на ремонт, и отмечали эту дату ценители литературного наследия - в музее Грановского. Собрались не только орловцы.
Со специальной программой приехали московские артисты.
Актриса театра и кино Елена Лескова проникновенно читает фрагменты из книги сына писателя, а также отрывки из повести «Запечатленный ангел». Все, что касается творчества Лескова, Елене близко и интересно, ее предки - выходцы из Орловской губернии, и, возможно, состоят в родстве с великим писателем.
Елена Лескова, артистка театра и кино (г. Москва):
Актриса театра и кино Елена Лескова проникновенно читает фрагменты из книги сына писателя, а также отрывки из повести «Запечатленный ангел». Все, что касается творчества Лескова, Елене близко и интересно, ее предки - выходцы из Орловской губернии, и, возможно, состоят в родстве с великим писателем.
Елена Лескова, артистка театра и кино (г. Москва):
«Это моя давняя мечта – попасть в Орловскую губернию, откуда произошли
мои предки, и покинули они ее 108 лет назад. И основная мотивация была связана
с Лесковым, с программой, которая была создана год назад в Москве ко дню рождения писателя, и тогда мы подумали о том, что на следующий год мы это непременно сделаем в Орле, а потом в Санкт-Петербурге, где он жил».
С этой программой артисты выступают и в Москве.
Музыкальную часть программы вел Олег Лагуткин, художественный руководитель московского культурного центра "Живая Поэзия Струн", в его исполнении прозвучали духовные канты.
Олег Лагуткин, композитор :
Олег Лагуткин, композитор :
«Я использую лучшие мелодики от одного автора – есенинские, рубцовские, то, что называется сельской глубинной лирикой, чтобы цивилизованному миру еще раз напомнить о том, что есть жизнь везде у нас в России».
Артисты сами предложили орловскому музею приехать на родину писателя с концертной программой, и так отметить день рождения писателя. Интересно, что артисты раскрывают
для широкого круга зрителей малоизвестные факты о жизни Лескова, и еще раз
рассказывают, насколько его произведения современны. Это абсолютно дружеская
помощь музею. Кроме того, совместно с Еленой Лесковой музей осуществляет еще один проект.
Екатерина Мазина, заведующая музеем Николая Семеновича Лескова :
Екатерина Мазина, заведующая музеем Николая Семеновича Лескова :
«Обрелась, буквально чудесным образом, Елена Лескова, и совместно с ней мы стали делать аудиогид для того, чтобы больше была популярность у нашего музея, и для того, чтобы прозвучала и сама выставочная экспозиция музея Лескова.
И оказалось, что Елена, также как и мы, восхищена лесковским шедевром – повестью «Запечатленный ангел».
Повесть «Запечатленный ангел», отрывки из которой исполняла Елена, называют
«Василием Блаженным в письменности» - настолько это красивое и тонкое произведение.
В небольшом зале стояла потрясенная тишина.
К слову, в музее Лескова, который находится на ремонте, выполнены почти все фасадные работы, остается внутренняя часть, и его сотрудники надеются, что в конце этого года они смогут вернуться в родные стены.
К слову, в музее Лескова, который находится на ремонте, выполнены почти все фасадные работы, остается внутренняя часть, и его сотрудники надеются, что в конце этого года они смогут вернуться в родные стены.
Эва Стасюлевич
21 февраля 2018 г.
Неизвестный Лесков
Если говорить о самых актуальных, самых насущных проблемах России, то на одно из первых мест (если не на самое первое) надо поставить ситуацию с современным русским языком. Стоит ли лишний раз в этом контексте напоминать знаменитые слова А. С. Шишкова «хочешь убить народ, убей его язык»? Наверное, даже слепой и глухой видит и слышит, как нас убивают, убивают медленно и изощренно. И статистика холодно и неумолимо это подтверждает. Так, любому народу надо бить в колокол тревоги, если в его языке более четырех процентов заимствованных слов. Русским же людям надо денно и нощно бить во все набаты со всех колоколен, ведь иностранных и чужеродных слов в нашем родном языке уже около десяти процентов! Это близко к национальной трагедии. Приближает нас к национальной трагедии и тот факт, что все меньше и меньше вокруг читают книги. Особенно книги классических писателей. Особенно книги настоящих русских классических писателей, среди которых почетное место занимает Николай Семёнович Лесков.
По мнению известного литературного критика первой половины ХХ века Дмитрия Святополка-Мирского, «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть». Максим Горький ставил Н. С. Лескова как художника слова наравне с Л. Толстым, Гоголем, Тургеневым, Гончаровым. Почему же на сегодняшний день мы так редко слышим о великом таланте этого писателя, чей рождественский рассказ «Запечатленный ангел» по мастерству и красоте языка образно сравнивали с архитектурным великолепием Храма Василия Блаженного?
Слава Богу, есть еще на земле русской неравнодушные люди, которым не безразлична судьба отечественной культуры, литературы и языка. В День Рождения Николая Семёновича по старому стилю, 4 февраля этого года в Московском лектории Русского географического общества состоялась лекция о прародине писателя и этнографа – селе Лески и премьера фильма «Неизвестный Лесков». С докладами на лекции выступили:
Ольга Аракчеева - филолог, научный сотрудник Дома-музея Н. С. Лескова (г. Орёл).
Олег Лагуткин - филолог, автор и режиссёр документального фильма о селе Лески Брянской области, организатор проекта www.читаемлескова.рф.
Елена Лескова - актриса, выпускница ГИТИС, соавтор документального фильма о селе Лески Брянской области.
Очень был радостен тот факт, что лекция собрала полный зал таких же неравнодушных и внимательных людей!
Прибывшая на лекцию из Орла Ольга Аракчеева вдохновенно и познавательно осветила основные вехи биографии, родословную Н. С. Лескова и историю музея писателя. «Музей «волшебника слова», создателя «галереи святых и праведных Руси», располагается в доме, сохранившемся на месте городской усадьбы отца писателя С. Д. Лескова. Дворянский особняк, являющийся памятником истории, объектом культурного наследия федерального значения, передаёт очарование легендарного уголка Орла – Дворянского гнезда», - говорится на официальном сайте Дома-музея. Музей был открыт в 1974 году и является единственным в России. Ольга подробно рассказала об уникальной экспозиции Музея «В мире Лескова» с подлинными материалами, включающими личные вещи писателя, книги из его мемориальной библиотеки, первые публикации и прижизненные издания его произведений, портреты и фотографии Н. С. Лескова и его близких. Стоит отметить, что ныне Дом-музей выкрашен в исторический бирюзовый цвет, слой которого был найден первым при реставрационных работах. Важно также рассказать, что Музей поддерживает дружественные отношения с прямыми родственниками Лескова – правнучка писателя, известная артистка балета, педагог и хореограф Татьяна Юрьевна Лескова неоднократно помогала и даже приезжала в Музей из далёкой Бразилии. В Музее ее все очень любят и с теплотою называют «очарованной странницей». Важнейший вклад в развитие Музея внёс сын писателя – Андрей Николаевич Лесков.
Елена Лескова – соорганизатор проекта www.читаемлескова.рф., еще около двадцати пяти лет назад задумалась, откуда происходит фамилия Лесковы. Об этом она поинтересовалась у своего дедушки, который ответил, что данная фамилия происходит от названия села Лески, которое находилось в Орловской губернии (ныне Брянская область). Причем изначально, до революции, это слово произносилось с ударением на последний слог, а уже в более современное время ударение перекочевало на первый. Связано это было, возможно с тем, что село заселило новое поколение людей, и была разорвана связь с прежними правилами и устоями. Елена стала активно интересоваться творчеством и жизнью Н. С. Лескова и поняла, что на сегодняшний день пока нет объективного, глубокого и всеобъемлющего взгляда на литературное наследие писателя. И вот, около двух лет назад, у неё родилась идея о создании программы, которая сможет рассказать современным людям о великом таланте и великой деятельности Николая Семеновича Лескова. Опираясь на книгу Андрея Николаевича Лескова – сына писателя, Елена сделала программу по биографии Н. С. Лескова.
Фильм Олега Лагуткина «Неизвестный Лесков» впервые рассказывает о прародине Н. С. Лескова – селе Лески. Уникальность данного проекта, в частности, в том, что это действительно первый фильм, который красочно и содержательно рассказывает об истории и современном состоянии села Лески. До этого туда только лишь раз приезжали корреспонденты одной из брянских газет, чтобы написать об этом месте четыре абзаца. Фильм «Неизвестный Лесков» рассказывает не только о самом Н. С. Лескове, он повествует о его деде, прадеде и прапрадеде и других родственниках, о которых на сегодняшний день практически нигде ничего не написано. «Неизвестный Лесков» - это окончание трилогии фильмов, до этого Олегом были сняты сюжеты о Доме-музее Н. С. Лескова и о памятнике персонажам произведений Н. С. Лескова в центре Орла. Через весь фильм красной нить проходит идея умирающего культурного наследия, погибающей русской глубинки.
Автор фото: Олег Лагуткин |
К сожалению, ныне село Лески находится в весьма плачевном состоянии. При въезде в село нет ни таблички с названием, ни Поклонного Креста, а от Храма, что указывает на то, что это именно село, а не деревня, остались практически руины. Когда-то, во времена Великой Отечественной войны, на колокольню Храма забрался вражеский пулеметчик, и был выбит оттуда русским снарядом. Конечно, Храм от этого пострадал, и так и не был восстановлен. Любопытно, что на том месте, где когда-то был колокол, свили гнездо аисты – как символ надежды, мира и жизни.
Язык Н. С. Лескова – язык настоящий и не выдуманный, идущий от «живых» бесед писателя с народом, облаченных в высокохудожественную форму. Несмотря на давность, многие книги Н. С. Лескова актуальны и по сей день, в них открываются потаенные мысли и истины. Они и теперь способны изменить жизнь людей в лучшую сторону. Например, как рассказала Ольга Аракчеева, роман-хроника Н. С. Лескова «Соборяне» коренным образом изменил жизнь одной из посетительниц Дома-музея, которая после прочтения данного произведения стала совершенно по-другому смотреть на окружающий мир.
В завершении мне бы также хотелось присоединиться к Олегу Лагуткину и Елене Лесковой с призывами как можно больше читать Н. С. Лескова! Его произведения современны и актуальны всегда, и сегодня вся наша Россия, как никогда, нуждается в живительном языке и целебном слове истинно русского писателя и художника слова Николая Семёновича Лескова.
Автор: Григорий Тачков – поэт, выпускник Литературного института имени А. М. Горького.Член Союза Литераторов России
Комментариев нет:
Отправить комментарий